Платежи за использование Новосибирских лесов

  Поступления в бюджеты различных уровней РФ по платежам за использование Новосибирских лесов в этом году превысили прогнозные показатели  и  составила 103%. По итогам 2014 года план по платежам за использование лесов к годовым назначениям исполнен на 103 %, в том числе  федеральный бюджет —  на 108 %, областной – 95%.  Общая сумма сборов составила 133,4 млн. руб.  Из них 85,5 млн.руб. приходятся на долю федерального  бюджета,  47,9 млн.руб. – областного. Таким образом,  динамика  поступления платежей за использование лесов к соответствующему периоду 2013 году  составила 101%. В общей сумме платы за использование лесов в бюджетную систему России на 01 января 2015 Рі. большая доля приходится от платежей за использование лесов по договорам аренды лесных участков и составляет  95,7 млн. руб.  За использование лесов по договорам купли-продажи лесных насаждений  сумма поступлений платежей составила 13,0 млн. руб.,  из них на договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд населения приходится  16,5 млн. руб., на штрафы и прочие поступления 8,2 млн. руб. «Надо сказать, что арендаторы-лесозаготовители  региона стали более аккуратно выполнять условия аренды, —  отмечает руководитель  департамента лесного хозяйства Сергей Михайлович Швец. Однако  вопрос по погашению недоимок за использование лесов за 2008-2013 годы остается еще злободневным. Мы регулярно уведомляем лесопользователей о нарушении сроков внесения платежей. В практику департамента введено проведение заседаний межведомственной рабочей группы с арендаторами- неплательщиками с составлением планов-графиков погашения задолженности по плате за использование лесов. С теми, кто по объективным причинам не может погасить долги, работаем комплексно.  Всегда ищем вариант выхода из ситуаций, чтобы арендатор смог и бизнес сохранить, и чтобы смог перед бюджетом отчитаться. Но злостные неплательщики – на особом контроле ».   В связи с невыполнением арендаторами лесных участков договорных обязательств по внесению арендной платы и неустойки за несвоевременное внесение арендных платежей и не выполнения лесохозяйственных мероприятий,  предусмотренных договорами аренды лесных насаждений,   в реестре недоимщиков  на сегодняшний  день отмечены  42 арендатора (это  10 % от общего числа арендаторов) с общей суммой недоимок 28,1 млн. рублей.  Однако  сумма недоимки, по сравнению с  2013 годом уменьшилась на  29%, в прошлом году она составляла 39,4 млн. руб.   Основная сумма недоимки  приходится  на 28  расторгнутых договоров аренды лесных участков, по которым задолженность составила 16,3 млн., то есть более 58 % от общей суммы. В настоящее время  по всем расторгнутым договорам аренды лесных участков ведется исполнительное производство службой судебных приставов.   В целях минимизации  потерь бюджета, департамент лесного хозяйства НСО  в течение  2013 и 2014 годов проводил планомерную работу по взысканию задолженности прошлых лет, а так же работу с текущей недоимкой.  Среди применяемых мер были названы как досудебные уведомления, направленные нарушителям сроков оплаты, так и меры судебного воздействия в виде исков по взысканию задолженности и расторжению договоров аренды. В рамках действующего законодательства в процессе досудебной работы региональным департаментом лесного хозяйства  выписаны и направлены лесопользователям – недоимщикам 54 уведомлений о нарушении сроков оплаты платежей за использование лесов на сумму свыше 7,7 млн. руб.  В службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства направлено 6 исполнительных листа на общую сумму 0,8 млн. рублей. Таким образом, в результате проведенных мероприятий  за 2014 год  взыскано платежей по договорам аренды лесных участков на  1,0 млн. рублей.  В  то же время, несмотря на ужесточение мер воздействия на недобросовестных  предприятий, использующих леса и нарушающих сроки внесения платежей, общая сумма  задолженности по платежам в бюджеты РФ  на 01 января   2015 года  составила  28,1 млн. руб.,  в том числе за прошлые периоды 21,0 млн. руб., из них задолженность в федеральный бюджет – 20,0 млн. руб., в областной – 8,1 млн. руб. Основными причинами наличия недоимки  являются  нарушение срока оплаты по договорам аренды участков лесного фонда, оплата в последний день квартала (денежные средства на счет департамента поступают в следующем  квартале), сложное финансовое положение предприятий и их  банкротство.  Между тем,  проведенная департаментом  в 2014 году работа по взысканию задолженности по платежам в бюджет велась планомерно.  Необходимо отметить, что ни бюджет Новосибирской области, ни федеральный бюджет не могут выступать в роли кредиторов арендаторов лесов. Главный принцип государственной политики Российской Федерации – это платность использования лесов. Отдавая лес в частные руки, государство рассчитывает получить в лице арендатора ответственного рачительного хозяина лесного участка. Получая прибыль от использования лесов, арендатор обязан выполнять свои обязательства – своевременно вносить арендную плату, выполнять работы по лесовосстановлению, охране и защите лесов.  В результате недоимок по платежам за использование лесов  миллионы рублей недополучены  бюджетами всех уровней.  Кроме того, недополученные средства бюджета могли быть направлены на социальные нужды Новосибирской области. Для справки: По итогам 9 месяцев 2014 года Новосибирская область – единственный субъект, входящий в состав Сибирского федерального округа, достигший плановых целевых индикаторов по поступлению платы за использование лесов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.  Поступления в бюджеты различных уровней РФ по платежам за использование Новосибирских лесов в этом году превысили прогнозные показатели  и  составила 103%. По итогам 2014 года план по платежам за использование лесов к годовым назначениям исполнен на 103 %, в том числе  федеральный бюджет —  на 108 %, областной – 95%.  Общая сумма сборов составила 133,4 млн. руб.  Из них 85,5 млн.руб. приходятся на долю федерального  бюджета,  47,9 млн.руб. – областного. Таким образом,  динамика  поступления платежей за использование лесов к соответствующему периоду 2013 году  составила 101%. В общей сумме платы за использование лесов в бюджетную систему России на 01 января 2015 Рі. большая доля приходится от платежей за использование лесов по договорам аренды лесных участков и составляет  95,7 млн. руб.  За использование лесов по договорам купли-продажи лесных насаждений  сумма поступлений платежей составила 13,0 млн. руб.,  из них на договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд населения приходится  16,5 млн. руб., на штрафы и прочие поступления 8,2 млн. руб. «Надо сказать, что арендаторы-лесозаготовители  региона стали более аккуратно выполнять условия аренды, —  отмечает руководитель  департамента лесного хозяйства Сергей Михайлович Швец. Однако  вопрос по погашению недоимок за использование лесов за 2008-2013 годы остается еще злободневным. Мы регулярно уведомляем лесопользователей о нарушении сроков внесения платежей. В практику департамента введено проведение заседаний межведомственной рабочей группы с арендаторами- неплательщиками с составлением планов-графиков погашения задолженности по плате за использование лесов. С теми, кто по объективным причинам не может погасить долги, работаем комплексно.  Всегда ищем вариант выхода из ситуаций, чтобы арендатор смог и бизнес сохранить, и чтобы смог перед бюджетом отчитаться. Но злостные неплательщики – на особом контроле ».   В связи с невыполнением арендаторами лесных участков договорных обязательств по внесению арендной платы и неустойки за несвоевременное внесение арендных платежей и не выполнения лесохозяйственных мероприятий,  предусмотренных договорами аренды лесных насаждений,   в реестре недоимщиков  на сегодняшний  день отмечены  42 арендатора (это  10 % от общего числа арендаторов) с общей суммой недоимок 28,1 млн. рублей.  Однако  сумма недоимки, по сравнению с  2013 годом уменьшилась на  29%, в прошлом году она составляла 39,4 млн. руб.   Основная сумма недоимки  приходится  на 28  расторгнутых договоров аренды лесных участков, по которым задолженность составила 16,3 млн., то есть более 58 % от общей суммы. В настоящее время  по всем расторгнутым договорам аренды лесных участков ведется исполнительное производство службой судебных приставов.   В целях минимизации  потерь бюджета, департамент лесного хозяйства НСО  в течение  2013 и 2014 годов проводил планомерную работу по взысканию задолженности прошлых лет, а так же работу с текущей недоимкой.  Среди применяемых мер были названы как досудебные уведомления, направленные нарушителям сроков оплаты, так и меры судебного воздействия в виде исков по взысканию задолженности и расторжению договоров аренды. В рамках действующего законодательства в процессе до
19f3
судебной работы региональным департаментом лесного хозяйства  выписаны и направлены лесопользователям – недоимщикам 54 уведомлений о нарушении сроков оплаты платежей за использование лесов на сумму свыше 7,7 млн. руб.  В службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства направлено 6 исполнительных листа на общую сумму 0,8 млн. рублей. Таким образом, в результате проведенных мероприятий  за 2014 год  взыскано платежей по договорам аренды лесных участков на  1,0 млн. рублей.  В  то же время, несмотря на ужесточение мер воздействия на недобросовестных  предприятий, использующих леса и нарушающих сроки внесения платежей, общая сумма  задолженности по платежам в бюджеты РФ  на 01 января   2015 года  составила  28,1 млн. руб.,  в том числе за прошлые периоды 21,0 млн. руб., из них задолженность в федеральный бюджет – 20,0 млн. руб., в областной – 8,1 млн. руб. Основными причинами наличия недоимки  являются  нарушение срока оплаты по договорам аренды участков лесного фонда, оплата в последний день квартала (денежные средства на счет департамента поступают в следующем  квартале), сложное финансовое положение предприятий и их  банкротство.  Между тем,  проведенная департаментом  в 2014 году работа по взысканию задолженности по платежам в бюджет велась планомерно.  Необходимо отметить, что ни бюджет Новосибирской области, ни федеральный бюджет не могут выступать в роли кредиторов арендаторов лесов. Главный принцип государственной политики Российской Федерации – это платность использования лесов. Отдавая лес в частные руки, государство рассчитывает получить в лице арендатора ответственного рачительного хозяина лесного участка. Получая прибыль от использования лесов, арендатор обязан выполнять свои обязательства – своевременно вносить арендную плату, выполнять работы по лесовосстановлению, охране и защите лесов.  В результате недоимок по платежам за использование лесов  миллионы рублей недополучены  бюджетами всех уровней.  Кроме того, недополученные средства бюджета могли быть направлены на социальные нужды Новосибирской области. Для справки: По итогам 9 месяцев 2014 года Новосибирская область – единственный субъект, входящий в состав Сибирского федерального округа, достигший плановых целевых индикаторов по поступлению платы за использование лесов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.